СТАТЬЯ Что такое Open Banking


Регистрация: 14 Июль 2021
Рубли: 0
Отзывы: 0%
0   0   0

СТАТЬЯ -
Банки

Что такое Open Banking
Пока российские Сбер и Тинькофф Банк соревнуются в создании собственных экосистем, в мире активно развивается новая модель — Open Banking. Сергей Леонидов (финансовый маркетплейс Сравни.ру) — о том, как ее используют такие лидеры, как Goldman Sachs и HSBC

Концепция открытого банкинга возникла еще в конце нулевых. Однако первое время банки воспринимали ее скептически — казалось, эта очередная инициатива сверху только усложняет им работу.

Действительно, изначально модель Open Banking активно продвигали регуляторы. В 2007 году ЕС принял директиву PSD1, а затем, спустя девять лет, и PSD2, прямо обязывающую банки предоставлять провайдерам платежных сервисов (payment service providers, PSP) доступ к счетам клиентов. Европейские власти посчитали, что такая мера «стимулирует инновации и здоровую конкуренцию на финансовом рынке». В 2019 году концепцию поддержал и Центробанк: регулятор подготовил проект внедрения Open Banking в России и призвал банки бороться с «рабством данных», то есть открыто делиться информацией.

Open Banking — это модель, при которой банк предоставляет доступ к своей ИТ-инфраструктуре и пользовательской базе третьим лицам при условии согласия со стороны клиентов. Ключевым компонентом открытого банкинга становится Open API — программный интерфейс, который помогает объединять банковские микросервисы с сервисами сторонних компаний. Например, с помощью Open API можно подключить опцию микрофинансирования в интернет-магазине — тогда клиенты смогут оформлять покупки в рассрочку. Обычно банки работают по модели Banking-as-a-Service или Banking-as-a-Platform, предлагая либо точечные решения, либо пакет услуг.
Преимущества открытого банкинга

Короткий путь к построению экосистем для банков

Постепенно сформировалась жизнеспособная модель Banking-as-a-Service / Banking-as-a-Platform — b2b-услуга сдачи банками в аренду своей инфраструктуры. В этой модели банки фактически становятся кураторами финансовых услуг: они могут создавать маркетплейсы и агрегаторы с широким набором сервисов от партнеров. То есть они работают по тому же принципу, что условные Google и Facebook — становятся технологическим посредником между бизнесом и конечным потребителем.

Банк может придерживаться одной из четырех стратегий:

  • *Выступать полноценным провайдером услуг и изредка подключать к своей платформе партнеров, используя открытый API. Это позволяет интегрировать данные банков в сторонние приложения, а также создавать совместные финансовые инструменты. Пример такой модели — диджитал-банк Marcus, созданный Goldman Sachs: банк предлагает клиентам кредитные карты в партнерстве с Apple, а также кредитует малые бизнесы, представленные на платформе Amazon.
  • *Работать по модели BaaS/BaaP, то есть заниматься обслуживанием: банк при этом может выступать агрегатором или дистрибьютором услуг, провайдером платформы или данных. Например, Bancorp Bank предоставляет платформу необанку Chime, у которого нет собственной банковской лицензии. Необанк не имеет физических отделений и выполняет все процессы онлайн через приложение; сотрудничество с Bancorp Bank дает возможность защиты счетов и выпуска карт. Некоторые финансовые организации даже предлагают стартапам полный набор услуг R&D-департамента.
  • *Предлагать услуги под своим брендом, но на сторонних платформах, например на агрегаторах. Финансовые маркетплейсы — агрегаторы, предоставляющие информацию о финансовых продуктах разных банков, компаний и фондов. Клиент получает доступ к широкому спектру услуг с возможностью сравнивать их, интегрировать, совершать кросс-транзакции, а банк почти без затрат расширяет клиентскую базу.
  • *Предоставлять удобный интерфейс, то есть выступать в роли агрегатора/маркетплейса, или витрины. В таком формате работает HSBC UK: банк запустил мобильное приложение Connected Money, пользователи которого могут просматривать все свои счета и транзакции в разных банках по принципу «одного окна».
Таким образом, Open Banking дает банкам возможность строить собственные экосистемы, даже не имея для этого ресурсов. Согласно отчету Economist Intelligence Unit, 45% руководителей мировых банков планируют в будущем трансформировать бизнес-модель и построить цифровую экосистему. Аналитики Gartner отмечают: экономика на базе открытых API упрощает процесс создания платформ и экосистем, потому что ускоряет взаимообмен товарами, услугами и пользователями.


Ускоренное масштабирование для стартапов

Открытый банкинг превращает финтех-услугу во встраиваемый модуль, который легко интегрировать в существующую инфраструктуру. Благодаря этому стартапы, малые и средние компании могут сокращать время вывода продуктов на рынок (time-to-market) и экономить на разработке и лицензировании.

Этим отчасти обусловлена популярность необанков, которые быстрее традиционных банков запускают новые сервисы, постоянно внедряют новые функции и экспериментируют с пользовательским опытом (UX), создавая все более удобные сервисы для клиентов. Если бы им пришлось с нуля строить банковскую инфраструктуру, такой прогресс был бы невозможен.

Например, немецкий сервис Mambu позволяет пользователям собирать собственный банковский сервис из готовых модулей, как конструктор. С его помощью как стартапы, так и крупные финтех-компании могут быстро интегрировать новые решения и осваивать новые рынки.

Банки, которые предоставляют свою инфраструктуру частным компаниям или технологическим интеграторам, получают целый ряд преимуществ, а именно:

  • расширяют клиентскую базу без дополнительных маркетинговых затрат,
  • увеличивают объем транзакций;
  • получают доход от компаний-партнеров.
Оптимизация процессов

Open Banking дает компаниям инструменты для оптимизации операционных процессов. Он позволяет:

  • *сократить объемы документооборота — если раньше на оформление документов у компании уходило три дня, то теперь все операции можно провести за несколько минут;
  • *обходиться без посредников. Например, Тинькофф Банк предоставляет компаниям, нанимающим самозанятых (например, строителей или курьеров), сервис для выплат таким сотрудникам: все платежи проводятся автоматически, а операции регистрируются в CRM. Такая интеграция стала возможна благодаря открытым API. В целом, многие процессы автоматизируются — условно;
  • *быстро и эффективно анализировать данные о транзакциях и финансовом поведении клиента; такая клиентоориентированность инструментов Open Banking помогает персонализировать продуктовые предложения и облегчить ведение финансов.
Все это в конечном итоге приводит к появлению более удобных сервисов. Один из успешных кейсов — интеграция финтех-сервиса Plaid с платформой Codat. Обе компании подтягивают данные из доступных источников, используя открытые API, только Plaid анализирует банковские транзакции, а Codat — бухгалтерию. Cервисы формируют более точный и детальный кредитный рейтинг владельцев малого и среднего бизнеса — и тем самым помогают им быстрее получать займы в банках.


Демократизация

Агрегаторы и маркетплейсы собирают на своих площадках услуги от разных вендоров. Пользователь, как покупатель в магазине, подбирает оптимальную ставку по вкладу или наиболее выгодный вариант кредита, а также знакомится с новыми продуктами — ПИФами и облигациями, о которых не слышал раньше.

Такой формат улучшает пользовательский опыт: клиент самостоятельно собирает кастомизированный «пакет услуг», а не полагается на сервисы одного банка. Это заставляет игроков рынка предлагать все более выгодные условия, а также улучшать пользовательский опыт и переходить к модели «одного окна».

В России на тренд обратили внимание только в 2017 году, а летом 2020 года Госдума приняла закон «О совершении финансовых сделок с использованием финансовой платформы» и закон-спутник «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» по вопросам совершения финансовых сделок с использованием финансовой платформы. Это стало правовой базой для развития онлайн-сервиса «Маркетплейс». Фактически этот инструмент демократизирует финансовые услуги, делая их доступными большему числу людей. В то же время он открывает новые возможности небольшим финансовым компаниям — через маркетплейс они могут выйти на широкую аудиторию, не затрачивая колоссальных ресурсов на маркетинг.

На мировом рынке уже появляются первые успешные финансовые маркетплейсы. Например, немецкий банк Fidor работает по модели Bank-as-a-Marketplace — он не только создал свой агрегатор, но разработал движок для создания маркетплейсов, которым могут воспользоваться партнеры. Эту модель исследует и цифровой банк Starling, который на своей платформе предлагает пакет услуг от разных вендоров, включая сервисы ипотечного кредитования, страхования, инвестирования и даже пенсионных накоплений.

Еще один интересный пример — латвийская платформа Nordigen — первый в Европе сервис с бесплатным доступом к API крупных европейских банков. Компания специализируется на анализе открытых данных счетов, предоставляя услуги по оценке поведения клиентов. С ее помощью стартапы могут за считаные часы собирать прототипы продуктов, используя бесплатные ресурсы — большинство аналогичных сервисов взимает плату за доступ даже к самым базовым сведениям.



Будущее Open Banking


В России технологии открытого банкинга только начинают развиваться: многие крупные игроки считают, что делиться данными с третьими лицами невыгодно. Кроме того, когда у клиента больше возможностей выбора финансовых продуктов, нужно прикладывать больше усилий, не все готовы конкурировать с более гибкими и мобильными стартапами. Поэтому банки пока стремятся охватить как можно больше сегментов рынка самостоятельно, создавая для этого суперприложения и собственные экосистемы, а также поглощают стартапы. Так, «Тинькофф» предлагает компаниям — поставщикам товаров и услуг суперприложение для продаж, с помощью которого пользователи могут решить широкий спектр бытовых задач. Свою экосистему продолжает развивать Сбербанк.

В Центробанке считают, что такой подход ведет к формированию монополий. Действительно, в этом случае к инфраструктуре банка получают доступ только его дочерние сервисы.

Перспективы развития отрасли во многом зависят от регулирования. Запуск финансового маркетплейса со стороны ЦБ — это первый шаг навстречу новой культуре взаимообмена данными. И хотя Россия пока уступает Европе в этой сфере, тенденцию к росту популярности Open Banking можно назвать стабильной, что соответствует мировому финансовому тренду.

Ассортимент банковских сервисов с открытым API расширяется. Он включает уже не только платежные инструменты и кредитный скоринг, но и услуги по идентификации пользователей, трейдинговые сервисы и даже бонусные программы. Если раньше Open Banking казался опцией, теперь он становится нормой и необходимым условием для развития экосистем. А сегодня именно экосистемы остаются самой жизнеспособной моделью как на рынке финансовых услуг, так и в других сферах.
 
Сверху