МНЕНИЕ Чья экосистема захватит рынок России


Регистрация: 7 Ноябрь 2019
Рубли: 600
Отзывы: 100%
МНЕНИЕ -
Бизнес

Чья экосистема захватит рынок России
Какие компании, строящие экосистему, смогут захватить весь рынок — Сбер, Яндекс, МТС, Тинькофф, Ozon, Mail.ru или ВТБ?

Если 5 лет кто-то знал бы, что такие компании как Amazon и Apple смогут построить крупнейшие экосистемы в США, то смогли бы хорошо заработать. Ведь акции этих компаний выросли в 5-10 раз. Построенная экосистема в их случае означает, что они не просто продолжали оказывать моно услуги, а получив доступ к большому количеству клиентов, стали захватывать большую часть их расходов в отношении самого широкого спектра услуг.

Например, Amazon – это не только самый популярный онлайн-магазин, но по подписке AmazonPrime клиенты становят потребителями онлайн-кинотеатра, подписки музыки, быстрой доставки, электронных книг и т.д. Кроме того у Amazon есть Amazon Pay, клиенты которого могут оплачивать все свои покупки с помощью этого средства платежа. Попадая в такую экосистему клиентам становится выгодно покупать подписку и потреблять широкий набор услуг только у данной компании, не уходя к конкурентом. Причем чем дальше, тем больше клиенты замыкают значительную часть своих расходов, а по сути и своей жизни (особенно если подключают виртуального ассистента), на данную экосистему, позволяя ей делать выбор в своих предпочтениях в покупках.

Поэтому возникает вопрос, кто сможет построить подобную экосистему в России из компаний, акции которых можно купить — Сбер, Яндекс, МТС, Тинькофф, Ozon, Mail.ru или ВТБ?

Сбер, Яндекс – основные претенденты.

Если смотреть на совокупность факторов – большая база клиентов, большой набор своих собственных услуг в пакете, финансовые возможности, команда, то получается самая основная борьба за построение главной экосистемы скорей всего будет между Сбером и Яндексом.

У кого больше шансов победить?

Яндекс


Сейчас в пакет Яндекс.Плюс входят подписки и скидки на: онлайн-кинотеатр Кинопоиск, Яндекс.Музыка, Яндекс.Такси, Яндекс.Маркет, Яндекс.Еда и др. Набор пакетов и скидок выглядит довольно убедительно. Кроме того у Яндекса очень успешный опыт построения онлайн-услуг, некоторые из которых заняли лидирующие позиции (например, ЯндексТакси смог победить Uber, а поиск конкурирует с Google).

Единственно возникает вопрос вокруг чего будет строится экосистема. Обычно один вид услуг должен быть главным, имеющим доступ к самому большому количеству клиентов. И им не может быть Поиск, так как это бесплатная услуга.

Самый успешный вид платных услуг – Яндекс.Такси, но конечно это не такой широкий спектр клиентов. Потенциально если Яндекс.Маркет стал бы основным онлайн-магазином можно было бы построить экосистему вокруг него, но пока до этого далеко. Пока экосистему пытаются построить, выдвигая вперед Кинопоиск и Яндекс.Музыку.

Кроме того явно не хватает финансовой составляющей экосистемы (Яндекс.Деньги продали Сберу). В покупке банка и создании новой финансового направления двигаются очень медленно и неубедительно.

Сбербанк

У Сбера основа экосистемы – непосредственно финансовые услуги дающие доступ к 101,5 млн клиентов в РФ, мобильным приложением Сбера активно пользуется 69 млн человек. И что очень важно это не просто пользователи, а пользователи, которые платят за что-то.

Сбер меньше года назад стал активно продвигать СберПрайм, который включает услуги и скидки онлайн кино Okko, СберЗвук, такси Ситимобил, DeliveryClub, онлайн магазина СберМаркет и Самокат, ЕАптеки и СберМобайл. И все эти услуги являются частично или полностью своими собственными. Контроль во многих этих компаниях увеличивается (например, недавно купили 100% Okko).

Почему на мой взгляд именно Сбер имеет наибольшие шансы в построении самой крупной экосистемы?

— У Сбера в 10 раз больше финансовых ресурсов, чем у Яндекса. Сбер имеет каждый год после выплаты дивидендов примерно 600 млрд руб, которые может тратить на развитие, Яндекс только 45 млрд руб.

— Сбер может позволить себе дольше финансировать убыточные направления экосистемы, чтобы захватить рынок. Яндекс больше ориентирован на то, чтобы каждое направление хотя бы выходило в 0.

Поддержка государства в том, чтобы главная экосистема была под контролем.

В результате по каким-то направлениям Сбер может проиграть, например, основное такси останется ЯндексТакси. Но самые критичные направления и в целом вся экосистема, скорей всего будет у Сбера. Например, основное альтернативное средство платежа явно будет SberPay и самое популярное мобильное приложение экосистемы – СбербанкОнлайн, а не Яндекс.Такси.

МТС, Тинькофф, Ozon, Mail.ru или ВТБ – кто сможет построить успешную локальную экосистему?

Экосистема необязательно должна быть одна. Поэтому интересно кто же из этих компаний сможет извлечь пользу из построения экосистемы.

Тинькофф пока не пытается сильно выйти за рамки экосистемы финансовых услуг. Поэтому скорей всего финансовые возможности позволят в долгосрочной перспективе стать 3 по размеру банком с широким набором финансовых услуг + Мобайл и покупка авиабилетов. Все остальное будет связано со скидками у партнеров. Так как вряд ли появится возможность вкладываться в создание, например, своего онлайн-кинотеатра. Похоже Тинькофф это понимает и пытается развиваться как банк также в других странах, открыв новое направление- Филиппины.

МТС резко ускорил создание своей экосистемы, назначив президентом компании человека из IT, который занимался строительством именно экосистемы. В принципе подобно Сберу МТС тоже имеет доступ к широкой базе платящих клиентов. В чем-то МТС не хватает успешных компетенций (особенно в сфере онлайн), но МТС имеет хорошие шансы построить экосистему развлекательных услуг (онлайн-кинотеатр, музыка) со своими собственными мобайл услугами, интернетом и МТС.Банком.

Ozon скорей всего сможет и дальше показывать успешное развитие онлайн-магазин. Однако Ozon так и не стал самым крупным онлайн-магазином, проигрывая Wildberries. На развитие самого онлайн-магазина и логистику приходится тратить значительные ресурсы, поэтому на ощутимые вложения в другие направления средств фактически нет.

Mail.ru на мой взгляд менее всего убедителен в построении экосистемы. VK Combo включает в себе только свои услуги музыки, все остальное партнерские предложения (в том числе в сотрудничестве со Сбером). Даже Facebook не смог построить супер успешную платную экосистемы на основе социальной сети, Mail.ru будет еще сложнее.

ВТБ тоже пытается построить экосистему, следуя примеру Сбера. Это больше похоже на попытку построить экосистему финансовых услуг, в остальном это партнерства. Например, довольно успешное партнерство с Магнитом (Magnit Pay). В целом это поможет ВТБ хотя бы не отдавать рынок финансовых услуг.

В какие компании экосистемы тогда инвестировать?

Среди всех этих компаний лично я инвестирую в Сбер и МТС, а также немного в ВТБ. И главная причина даже не в том, что у них хорошие шансы построить успешную экосистему. А в том, что даже если у них это не получится, это все равно будет прибыльное вложение, учитывая постоянно растущие дивиденды.

Если посмотреть как оценивает рынок эти компании (Сбер 7,4 трлн руб, МТС 658 млрд, Яндекс 1,8 трлн, Тинькофф 1,3 трлн, Ozon 694 млрд, Mail.ru 347 млрд, ВТБ 1,2 трлн руб) и на их прибыль, а также дивиденды (платят дивиденды 8-12% в год только Сбер, МТС, ВТБ), то выглядит так как будто рынок оценивает, что Яндекс, Тинькофф, Ozon, Mail.ru уже построили успешную экосистему, так как их капитализация больше их чистой прибыли в 20-50 раз, а Сбер, МТС и ВТБ как будто ничего не строят (их капитализация выше прибыли только в 5-10 раз), хотя это не так и их показатели растут тоже помимо выплачиваемых дивидендов
 
Сверху